"Нужен ли логопед ребенку младше 4 лет?"

Стоит ли ждать, пока ребенок в 2-3 года заговорит сам или необходимо бежать к специалистам за помощью?

Существует много причин, вызывающих задержку речевого развития.

Наиболее частые из них:

❗ нарушения физического слуха (тугоухость, глухота);

❗ патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелины нёба, аденоиды);

❗ наследственная задержка речевого развития;

❗ патологии мозга и нервной системы;

❗ различные социальные факторы (психотип ребенка, наличие близнеца, рождение младших брата или сестры и т.д.).

К радости родителей, в большинстве случаев ЗРР или ОНР можно преодолеть или качественно скомпенсировать. Детский организм уникален по своей способности к компенсации, чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить или скорректировать.

Наиболее благоприятный исход наблюдается в ситуациях, когда коррекционная работа начинается уже в раннем возрасте – до 3 лет, ведь длительная задержка речевого развития провоцирует задержку психического развития и другие нарушения развития личности.

Существует ряд признаков, которые должны насторожить взрослых, заставить пристально наблюдать за развитием ребенка и, в случае необходимости, привести их в кабинет специалиста.

• У ребенка в 4 месяца не прослеживается реакция на появление взрослых, он не улыбается при виде близких. У ребенка не начинается период гуления.

• В возрасте 6-7 месяцев у ребенка не появляется лепет, нет повторяющихся слогов, имеющих конкретное смысловое значение — «та-та-та», «на-на-на» и других.

• В полтора года малыш еще не говорит даже простых лепетных слов «мама», «папа», «дай». Нарушено понимание простых просьб: «позови папу», «подойди ко мне», «принеси мишку».

• В 2 года активный словарь ребенка включает всего несколько самых простых слов.

• К 2, 5 годам словарный ребёнка ограничен парой десятков слов, малыш не составляет из них словосочетания и простые предложения.

• К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названий предметов из основных классификаций, с трудом хаотично выражает свои мысли.

При нейротипичном пути развития к 3,5-4 годам ребенок:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию.
  • В речи постепенно переходит к более сложным предложениям.
  • Обобщает предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает знакомый мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.
  • В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

‼️! Если малыш не демонстрирует этих навыков или говорит, но его понимает исключительно близкий круг, то имеет смысл обратиться к специалисту.